И снова НПО. Недавно произошедшая и по-прежнему разворачивающаяся
история с задержанием агентов английских спецслужб лишний раз показывает
серьёзность вопроса НПО. Московские СМИ опубликовали заявление Центра
общественных связей ФСБ о том, что после разоблачения четырех британских
шпионов, один из которых занимался распределением грантов среди российских
некоммерческих организаций, ФСБ проверит правозащитные организации, получающие
деньги у зарубежных грантодателей.
В чем же причина таких мер и почему Президент В.В. Путин с самого
начала так жестко комментировал необходимость закона об НПО?
Казалось бы, получают люди деньги из конгресса Вашингтона или бундестага,
проявили власти заграничных государств добрую волю и организовали какое-то
количество рабочих мест для российских граждан. Что в этом плохого? Тем более,
что небезызвестный фонд Сороса отложился в умах миллионов наших сограждан как
фонд содействия России: о том, что Сорос прославился во многих странах своей
подрывной деятельностью, многие россияне даже и не подозревают.
Мало кто осознает, в чем именно состоит опасность подобных общественных
и некоммерческих организаций. По данным ФСБ, сегодня на территории Российской
Федерации функционируют тысячи неправительственных организаций, из которых
только около 10% имеют официальную регистрацию Минъюста. Большинство из них
созданы и финансируются под патронажем правительственных и общественных
организаций США и их союзников по НАТО.
Объяснить вред и даже опасность теперь уже сложнее, чем просто их
запретить...
И все же. Первое, все некоммерческие организации, несмотря на их
разношерстность, четко структурированы и, как говорится, «заточены» под
конкретную деятельность в различных сферах государства: образование, экономика,
ВПК, высокие технологии, медицина, общество и т.д. Второе, США в финансировании
различных некоммерческих организаций, в том числе и правозащитных фондов,
занимают лидирующие позиции, и решение, кому давать деньги, а кому нет, четко
зависит от того, собирается ли проситель гранта отстаивать правильные и
«истинно демократические» интересы.
Вот несколько примеров. Американский совет преподавателей русского
языка и литературы (АСПРЯЛ) проводит исследования и разрабатывает программы и
учебные материалы для российских школьников. Несложно представить, что за
учебные материалы могут получить наши дети от этой организации, миссия которой
состоит в содействии развитию демократии и гражданского общества, естественно,
строго американского образца.
А вот Латвийский комитет по правам человека не будет никогда
получателем какого-либо гранта, поскольку отстаивает интересы русскоязычных
школьников и их права обучаться на родном языке. Это неинтересно. Куда интереснее
Фонд Брауна, который финансировался правительством и министерством обороны США
и занимался в России содействием конверсии оборонной промышленности, другими
словами, помогая вместо танков и самолетов делать какие-то кастрюли и что-то
там еще подобное... В этой же нише работает и Фонд солдатских матерей, для
которого сам факт существования российской армии – это зло.
А Американский фонд гражданских исследований и развития создан для
поддержки ученых и инженеров. Он занимается тем, что обеспечивает работой
лучшие умы России, но уже, естественно, на благо других государств. Собственно,
все слышали об «оттоке российских мозгов за границу». Кстати, российские ученые
– это особая статья дохода в правительствах разных иностранных государств.
Например, у нас действуют как минимум четыре только германских фонда, их
направленность – научная деятельность.
Уже сам факт существования фондов, финансируемых из-за рубежа, вызывает
вопрос: а какой, собственно, у них интерес, если организации некоммерческие,
т.е. не стремятся получить выгоду, выраженную в каком-то денежном эквиваленте.
А интерес иной и более масштабный! Грантодателям необходимо получить
как можно больше информации о государстве изнутри (что еще дороже, чем деньги)
и затем пытаться влиять на политические и общественные процессы.
Госдепартамент США неожиданно бурно прореагировал с самого начала
обсуждения поправок к закону об НПО, потребовав в ультимативном тоне немедленно
приостановить принятие этих поправок. При этом госдеп недвусмысленно дал
понять, что от хода работы над поправками будет зависеть позиция США по вопросу
принятия России в ВТО (США входят в число шести стран, с которыми России
осталось согласовать позиции о вхождении в эту организацию).
Казалось бы, какое дело Вашингтону до российских общественных и
некоммерческих объединений?
Но в том-то все и дело, что в современных условиях именно
неправительственные общественные организации, объединения и фонды становятся
главными проводниками глобализации и американизации. Там, где Вашингтон
напрямую не может влиять на политические процессы, результаты выборов или итоги
референдумов, в дело вступают неправительственные организации, которые
действуют зачастую как пятая колонна.
Именно поэтому США так важен пункт в нашем национальном
законодательстве о возможности финансирования деятельности этих организаций
из-за рубежа.
Прикрываясь часто вполне невинными целями и задачами, множество
неправительственных организаций и фондов пронизывают всю структуру российского
общества, особенно в зонах повышенной взрывоопасности. На Северном Кавказе,
Поволжье, в национальных республиках. Формально они занимаются самыми
нейтральными задачами: собирают информацию, налаживают систему образования,
выдают гранты на исследования и помогают развивать локальные культуры. На самом
деле эти структуры являются элементами той сетевой войны, которую ведут США
против всех. И против своих союзников, и против своих противников, и против
нейтральных сил. В учебнике по сетевым войнам американского вице-адмирала
Сибровски это называется операциями «базового эффекта». Неприметная (а внешне
вполне благородная) деятельность международных неправительственных организаций,
не провозглашая никаких политических целей и задач, на самом деле активно
влияет на социальные процессы общественного строения, организуя под благовидным
предлогом широкие группы активных людей, в первую очередь интеллигенцию,
ученых, молодежь, религиозных и культурных деятелей. И в результате этой
разнообразной и внешне никак не связанной между собой деятельности в различных
направлениях происходит «базовый эффект», отражающийся в настроениях,
электоральных предпочтениях и идеологическом настрое широких масс.
Головная структура, куда сходятся нити огромного количества
неправительственных организаций, – это Fridom house (Дом свободы), распложенный
в США и возглавляемый бывшим директором ЦРУ Джеймсом Вулсли. Фактически мы
имеем дело с разведывательной деятельностью эпохи информационного общества,
которая проводится, в отличие от традиционных форм шпионажа, почти открыто. Мы
видели, какую роль неправительственные организации и фонды сыграли в Сербии,
Грузии, Украине. В том случае, когда у США и их ставленников не хватало сил
осуществить переворот политическими средствами (с помощью выборов), они
прибегали именно к этим неправительственным организациям, оперативно мобилизуя
их сеть в необходимые массовки. Поэтому госдепартамент США и озабочен
российским законодательством в этой сфере, откуда по предложению лично Путина
были изъяты моменты, связанные с возможностью зарубежного финансирования.
Американцы надеялись на увлеченность Путина либеральными теориями и
предполагали (как обычно они поступали во времена Горбачева и Ельцина) обвести
нас вокруг пальца дважды: продавить устраивающий их закон об НПО и позже, с
показной неохотой, согласиться на наше вступление в ВТО. Безупречная схема для
них и совершенно неприемлемая для нас.
К счастью, американский трюк не прошел, мы законодательно закрепили
свою позицию, которую жестко сформулировал Президент Путин: «Российские НПО –
дело исключительно самих россиян».
Да, это дело России как суверенной державы. Сильная и осознающая свой
потенциал и стратегический масштаб Россия не нуждается ни в ВТО, ни в НПО. И
последовательная национальная политика логично ведет к поиску иных моделей
модернизации и в экономическом, и в социальном смысле.
Так вроде банальный закон об общественных и некоммерческих организациях
вполне может стать судьбоносным и ознаменовать собой водораздел между инерцией
горбачевско-ельцинского безвременья и началом становления новой России –
единой, сильной и неделимой. Свободной и не зависящей ни от кого, но открытой
для партнерства и сотрудничества.
Материал взят с - www.evrazia.org
Найти другие
материалы в Интернете>>>