На первый взгляд Россия обладает многими атрибутами великой державы.
Она имеет мощный ядерный арсенал, является постоянным членом Совета
Безопасности ООН, владеет гигантскими запасами нефти и иного сырья, по
территории (хотя она и уменьшилась на четверть по сравнению с бывшим СССР)
по-прежнему превосходит все страны мира, а в экономике в последние годы может
похвастаться значительным ростом.
При ближайшем рассмотрении, однако, вырисовывается иная картина.
Нынешним благосостоянием Россия во многом обязана росту цен на энергоносители,
а не продуктивной экономической деятельности. Ее вооруженные силы на практике
обладают весьма ограниченной способностью к действиям за пределами страны. По
численности населения Россия сегодня уступает Пакистану; к тому же оно ежегодно
сокращается на 500 000 человек, в результате чего немалая часть ее огромной
территории практически обезлюдела. Из-за алкоголизма, преступности, наркомании,
болезней и полного упадка системы здравоохранения средняя продолжительность
жизни для мужчин не достигает и 60 лет.
В результате Россию, возможно, и нельзя назвать 'потемкинским
государством', но до статуса великой державы она явно не дотягивает. Ее
способность к позитивным достижениям в международном масштабе ограничена, а вот
возможности в качестве потенциального источника неприятностей списывать со
счетов нельзя. Решения Москвы способны влиять на мировые энергетические цены,
будущее ядерных программ Северной Кореи и Ирана, а также успех или неудачу
борьбы с международным терроризмом. Так что с Россией по-прежнему необходимо
считаться - будь то в позитивном или негативном смысле. Но насколько важную
роль она способна будет играть?
Первый вопрос связан с внутриполитической стабильностью. Чтобы
сохранить целостность и дееспособность, России необходимо создать такую
социально-политическую систему, при которой талантливая молодежь не захочет
покидать страну, и сможет получить достойное образование, позволяющее
реализовать ее способности. Кроме того, необходимо ограничить полномочия
федерального правительства и президента, предоставить регионам определенную
степень автономии и обеспечить верховенство закона - т.е. заложить основы
современного государства и демократии. Увы, сегодня Россия движется скорее в
противоположном направлении: централизация политической власти, напротив,
увеличивается.
Столь же неясная ситуация существует и в экономике. Высокие цены на
энергоносители способствуют ее росту, однако, как мы не раз убеждались на
примере стран Ближнего Востока и других богатых нефтью государств, они могут
оказывать и негативное воздействие, подпитывая коррупцию и ослабляя стимулы к
активности в реальном секторе. Задача российских лидеров состоит в том, чтобы
использовать нефтяные богатства для просвещения граждан и восстановления
инфраструктуры, тем самым обеспечивая стране конкурентоспособность на мировом
рынке, а населению - высокую занятость.
Кроме того, Россия нуждается в стратегии национальной безопасности,
соответствующей целям политического и экономического обновления. Она не в
состоянии погасить вспышку национализма в Чечне, опираясь исключительно на
'кнут', при полном отсутствии 'пряника', а столь же грубые попытки президента
Владимира Путина установить контроль над так называемым 'ближним зарубежьем' -
которые мы наблюдали, например, на Украине в ходе 'оранжевой революции' - также
не увенчались успехом.
Не приведет к успеху и политика, нацеленная на превращение России в
геополитический 'противовес' Соединенным Штатам. Возможно, такая стратегия и
удовлетворит чьи-то политические амбиции, но страна не обладает достаточными
ресурсами, чтобы соперничать с США, и нуждается в хороших отношениях с
Вашингтоном, чтобы без помех проводить внутренние преобразования.
В то же время, наилучший способ способствовать либерализации России -
благодаря чему эта страна обретет внутриполитическую стабильность и будет более
ответственно действовать на международной арене - состоит в том, чтобы
'работать' с ней. Международное сообщество может и должно поддержать процесс
укрепления гражданского общества, независимых СМИ и реальной передачи
политической власти в 2008 г.
Попытки изолировать Россию бессмысленны. Ее вступление во Всемирную
торговую организацию, вероятно, позволит укрепить верховенство закона, усилить
борьбу с терроризмом, и укрепит заинтересованность страны в улучшении отношений
с окружающим миром. По тем же причинам целесообразно и укрепление связей между
Россией и Европейским союзом.
Кроме того, необходимо понять, через какие испытания пришлось пройти
России и ее народу за последние два десятка лет. Люди утратили прежнее
отечество, - СССР - занимавшее особое место в мире: подобная травма способна
породить национализм экстремистского толка, чреватый вспышками насилия.
К России следует относиться как к великой державе, то есть
консультироваться с ней по важным проблемам международного масштаба. Следует
прислушиваться к ее мнениям по самому широкому кругу вопросов - от борьбы с
терроризмом и нераспространения оружия массового поражения до глобальных
климатических изменений и энергетической политики. Предстоящий в будущем году
саммит 'большой восьмерки' в России дает хорошую возможность для таких
консультаций и не только для них.
При всем внимании, которое сегодня проявляется к Китаю, к его
возможному соперничеству или даже конфликту с США, не следует забывать, что на
чашу весов поставлено и будущее России: история учит нас, что упадок великих
держав порой представляет для существующего миропорядка не меньшую угрозу, чем
их возвышение. Достаточно вспомнить об Австро-Венгрии и Османской империи в
начале 20 столетия, или о бывшей Югославии в 1990-х гг.
До сих пор процесс упадка бывшей советской сверхдержавы проходил
относительно безболезненно: ее наследнице - России удалось избежать масштабной
гражданской войны и вооруженных конфликтов с соседями. Однако задача интеграции
России в международное сообщество сохраняет актуальность. При благоприятном
развитии событий она станет партнером мирового сообщества в решении проблем,
которые ставит перед нами глобализация; при неблагоприятном - сама превратится
в источник проблем. Одно можно сказать с уверенностью: в XXI веке
направленность развития России будет столь же определяющем фактором, как и в
прошлом столетии.
Ричард Н. Хаас - председатель Совета по
международным отношениям [Council on Foreign Relations - американский
аналитический центр - прим. перев.], автор книги 'Наш шанс: Америка может
изменить ход истории' ('The Opportunity: America's Chance to Alter History's
Course')
Материал взят с – www.inosmi.ru
Найти другие
материалы в Интернете>>>